8-800-505-23-06
Звонок по России бесплатный
(812) 603-26-55
Санкт-Петербург
Пн-Пт: 9:00 - 18:00

ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖА
СВЕТОДИОДНЫХ СВЕТИЛЬНИКОВ

Мир стоит на пороге научно-технической революции в области освещения

20 Апреля 2016

«За последние два года технологии освещения изменились больше, чем за все минувшее столетие»
Обозреватель «Профиля» посетила выставку Light + Building, которая проходила во Франкфурте-на-Майне, и поняла, что время «лампочки Ильича» безвозвратно ушло.
«Сколько человек нужно, чтобы вкрутить лампочку?» Знаменитый анекдот вскоре окончательно потеряет свою актуальность. По прогнозам экспертов, в ближайшие два десятилетия весь мир полностью перейдет от традиционных электроламп накаливания к светодиодному освещению. Это можно назвать научно-технической революцией в области освещения: дело не в самих лампах, а в системе, которую называют «интернет вещей», и переходе от светильника к интегрированным системам освещения. Эта концепция включает в себя самые передовые технологии, в том числе в области световых решений – с помощью многочисленных мобильных приложений их можно настраивать по своему усмотрению и легко управлять ими. «Умные дома», «умные дороги», «умные офисы», «умные магазины», «умные города», объединенные концепцией «интернета вещей» и инновационными световыми технологиями, служат целям безопасности, поддержания достойного уровня жизни и здоровья, существенно (до 90%) экономят энергоресурсы. Все это ведущие мировые производители представили на Light + Building 2016 (L+B) – крупнейшей мировой биеннале световых высоких технологий, которая раз в два года проводится во Франкфурте.
Светопредставление
Целую неделю в марте Франкфурт-на-Майне – деловая столица Германии и один из мировых бизнес-центров – каждый вечер сиял разноцветными огнями. Толпы людей собирались посмотреть на многочисленные световые инсталляции, устроенные на площадях и зданиях города в рамках выставки Light + Building, которая проходила в эти дни во Frankfurt Messe, одном из крупнейших мировых выставочных центров. Все представленное на ней многообразие инженерных, технологических, дизайнерских и цифровых решений в области света и освещения было подчинено одной цели – максимальный комфорт и удобство световых технологий для потребителя.
«За последние два года технологии освещения изменились больше, чем за все минувшее столетие». В 2012 году на L+B демонстрировались передовые технологии в области LED-освещения, в 2014м впервые заговорили об интегрированных системах connected lighting, а в этом году над такими проектами совместно с Philips работали такие гиганты, как Apple, Google, Bosh, SAP, Cisco, Vodafone, Ericsson, Aisle411 и многие другие.
Из «умного дома» в «умный мир»
Путешествуя по выставочным стендам L+B–2016, можно было оказаться сначала в «умном офисе», который с помощью светодиодов может сообщать о количестве людей, об их месте, о необходимости в проведении уборки и т.д., а его световые настенные панели создают сотрудникам определенный рабочий настрой. Из офиса можно отправиться в «умный магазин», где каждый продукт – будь то яблоки, картофель, мясо или сыр – подсвечен так, чтобы подчеркнуть его качества. Текстильная продукция также освещается правильным образом, чтобы гарантировать, что купленная белая футболка на поверку не окажется желтой. В примерочной «умное зеркало» подскажет, как в выбранной одежде человек будет выглядеть при дневном или вечернем освещении. Сориентироваться в мегамаркете поможет мобильное приложение: подскажет, какие товары на каких полках находятся, на что действуют системы бонусов и скидок, что больше покупают, а что – меньше. Правда, для каждой торговой сети требуется создать отдельное приложение, и пока первые такие проекты для ритейла были реализованы в Китае, Франции, а также в ОАЭ.
Из магазина путь домой пролегает по «умным дорогам». Тоннели оснащены светодиодными источниками на базе системы управления Dynalite. Его основная цель – снижение аварийных ситуаций на дороге. Специальные датчики смягчают переход от уличного освещения к туннельному. Они могут даже отследить состояние водителя и взбодрить его мигающим светом, если он начнет засыпать за рулем. Парковка тоже сделана с «умом» – свет сначала сопровождает машину до места стоянки, а потом «провожает» ее владельца до выхода. «В настоящее время 10% всех улиц и дорог в мире освещается с помощью LED-технологий, но только 2% из них – с управляемым освещением»,– говорит директор группы профессиональных решений Philips Lighting Доминик Планк. Однако, по прогнозам экспертов компании, уже к концу этого года светодиодное освещение достигнет 53%.
25% всей деятельности компании приходится на световые решения для дома. LED-лампы теперь имеют три режима освещения на одной кнопке: естественный, холодный и теплый. Отдается должное и декору – горящие и погашенные лампы выглядят одинаково привлекательно. Для любителей ретро-стиля есть LED-светильники, изготовленные под «старину» ХХ века. Лампам можно задавать интенсивность света, что позволяет экономить до 90% электроэнергии. Для отдыха и настроения есть особые инновации  которые презентовали как «феноменальное начало на всем рынке освещения». «Эти лампы позволяют создавать различную атмосферу в доме. Вы переводите освещение в соответствующий режим, оно меняется, и вы отдыхаете,– рассказывает директор группы решений для дома PL Крис Ворп.– Потом, например, вспомнили, что нужно еще поработать, и переставили освещение в режим, который поможет сконцентрироваться». Для моделирования освещений уже существует 7 млн цветов и более 600 мобильных приложений. Лампы можно подключать к телевизору и музыкальной системе.  
Все это – «умные» дом, офис, улица, магазин – может стать частью «умного города». Интегрированные системы освещения применяются по всему миру. «Умное» освещение уже установлено на улицах Мадрида, Праги, Буэнос-Айреса. В прошлом году такая система освещения под управлением решения Philips CityTouch появилась и в Лос-Анджелесе. Она включает в себя 110 тыс. осветительных устройств от разных производителей, объединенных единым управлением, что позволяет экономить до 80% энергоресурсов. «Каждый источник освещения оснащен SIM-картой и отслеживается при помощи геолокации, а вся система в целом легко устанавливается и так же легко управляется», – говорит Планк.
Поумневшая Россия
Несмотря на непростые отношения с Западом, экономический кризис, санкции и антисанкции, топ-менеджеры хором называют Россию «перспективным рынком». На заре деятельности компании, в конце XIX века, для голландской компании именно Россия стала первым международным проектом – она поставляла множество ламп-свечей для освещения Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. А в 2000х годах вновь модернизировал освещение Эрмитажа. Инновационными световыми решениями можно любоваться, глядя на Александрийский столп и арку Дворцовой площади в Северной столице, а в Москве – на колокольню Ивана Великого, Успенскую звонницу Московского Кремля, «здания-книжки» на Новом Арбате, Тверскую улицу, парк им. Горького, ТРЦ «Вегас Крокус Сити» и Московскую соборную мечеть.
На сегодняшний день рынок светотехнической продукции в России, по оценкам экспертов, составляет около €1,4 млрд. Из них на сегмент профессиональных светильников приходится 34%, на домашнее освещение – 19,5%, на лампы – 33%, доля светодиодных решений на рынке составляет примерно 35%. Кризис наложил свой отпечаток: по прогнозам, в 2016 году рынок светотехники в РФ продолжит падение и может снизиться на 7% в евро, а в перспективе до 2020 года среднегодовой темп роста рынка будет составлять только 1–2%. Тем не менее проникновение светодиодных решений растет. Ожидается, что данный показатель в России может достигнуть 42% по итогам 2016 года.
«Мы находимся в самом начале достаточно серьезной научно-технической революции в области освещения,– говорит гендиректор. Появилась светодиодная технология, у которой, в отличие от технологии накаливания и энергосберегающих флуоресцентных ламп, гораздо больше возможностей. Лампы накаливания просто светят, у флуоресцентных качество света хуже. Светодиодные позволяют существенно экономить и создают огромное количество видов и областей применения освещения».
Наиболее интенсивно в России продвигается переоснащение промышленности. «Россия немного отстает от всего мира по проникновению светодиодных ламп, просто потому что они дорогие. Но, по нашим оценкам, в промышленности уже преобладает спрос на светодиодные светильники и технологии. Это пищевая промышленность, складское хозяйство и металлургия. Спроса на старые изделия уже нет». Среди реализованных проектов, в частности, освещение производственных помещений Volkswagen и АвтоВАЗ, Yokohama Липецк и НЛМК, и «Уральская Сталь», и ОЭМК, и многие другие. Энергосбережением заинтересовались и магазины – тенденция по их переоснащению очень заметна.  
По словам эксперта, кроме растущего курса евро и дороговизны импортных компонентов в России есть еще три серьезных фактора, препятствующих распространению передовых технологий. Первый – несогласованность между различными строительными и коммунальными структурами. Это касается и домов, и дорог. Компании-застройщики заинтересованы в получении максимальной прибыли и обычно предпочитают экономичные системы освещения, если только потом сами не эксплуатируют свои объекты. Поэтому «умные дома» хоть и есть в нашей стране, но встречаются гораздо реже, чем в Европе.
Второй фактор – в дешевой электроэнергии. «Для промышленности ее стоимость в среднем в два раза дешевле, чем в Европе, потребительская – в четыре раза».  
Третий фактор, – из области менталитета. «Люди привыкли раз в полгода покупать лампочки накаливания. В стране огромная инсталлированная база, которая связана со старыми технологиями». Своеобразным передовым проектом (нашим ответом Лос-Анджелесу) стал Курск, где провели полную замену уличных светильников на 22 тыс. натриевых, укомплектованных лампами с повышенным ресурсом, с централизованной системой управления и автоматизированной системой контроля учета энергопотребления. В результате город дополнительно экономит до 65% электроэнергии.
Медленно, но изменения происходят благодаря тому же кризису, а в перспективе и ужесточению по взысканиям коммунальных платежей. Энергосбережение становится в России одним из главных трендов. Строить заводы в России Philips не планирует – слишком долго и дорого. Однако, ориентируясь на политику импортозамещения, уже занимается проектами по контрактному производству с российскими предприятиями.


Профиль



← Назад к списку новостей